Элитная ротация, затеянная в Украине президентом Виктором Януковичем и его окружением и которая очень напоминает фильм «Холодное лето пятьдесят третьего ...», меняет не только фамилии и партийно-клановую принадлежность руководителей государства, но и саму политическую систему, поскольку очень быстро власть сосредотачивается в одних руках.
Хорошо это или плохо? Служит развитию страны или ведет к ее стагнации? Где разница между свободой и хаосом? Где граница, после которой порядок превращается в узурпацию, а стабильность - на кладбище? Гиперконцентрация власти и маргинализация оппозиции ведут к скорейшего выхода из кризиса или к пропасти? Именно этот круг вопросов является определяющим для развития украинской политической системы и Украины как таковой.
Тимошенко как Витренко?
В ситуации, когда многие якобы самостоятельных персонажей украинского «политикума» уже «прогнулись» и приползли на пузе к новой власти - в расчете получить лицензию на участие в окончательном распиле страны, роль реальной политической оппозиции невиданно растет. В такой ситуации оппозиция - это уже не просто амплуа в политическом телешоу, это - средство против застоя, это - последняя гарантия от превращения страны в пиратскую республику.
Если Юлия Тимошенко - это оппозиция, то ее значение и реальное влияние в ближайшие времена может быть значительно выше, чем когда она была премьер-министром. Более того, сейчас, когда у «донецких» нет никакого проекта страны, кроме чорнометалургийних приоритетов, никакой стратегии развития, никакой национальной идеи, кроме «дерибана недодерибаненого», никакой гуманитарной программы, кроме бюста Сталина в Запорожье и перетирания «языкового» вопроса, никакой модели консолидации и солидаризации общества, кроме хищнического инстинкта, должен пробить звездный час.
Но со стороны Тимошенко пока не замечено никаких инноваций - ее риторика остается старая и уже утомляет даже сторонников, концептуальное нагрузки ее «месседжей» все меньше интересует думающую часть публики, а «последний бой за Севастополь» был проигран задолго до парламентской атаки яйцами. И не надо надеяться, что жизнь вот-вот станет еще хуже, всех достанет Янукович и «донецкие» и придет ее звездный час. Большинство внимательных телезрителей могут заранее предсказать всю тимошенковскую риторику - это предполагаемые слова в предполагаемой последовательности. И с предполагаемым влиянием на слушателей.
Можно по-разному относиться к программе БЮТ 2007 года «Украинский прорыв» - как по мне, несмотря на все интересные вещи, там было чрезмерное увлечение теорией конкурентоспособности в интерпретации Майкла Портера и редакции Юрия Полунеева. Но это был осмысленный текст, который, по крайней мере, можно было обсуждать. Сейчас уже даже уровень «Украинского прорыва» издается недостижимым.
Когда Юлия Тимошенко (с подачи политолога Александра Шморгуна и своего соратника Олега Билоруса) провозгласила собственной идеологией солидаризм. И, как говорится, что оно ей дало? Солидаристские идеология перспективная и производительная, но она воспользовалась ее «французской» редакцией начала XX века (времен Третьей Французской республики) - мол, предприниматель должен не только платить рабочим зарплату, но еще и делиться с ними прибылью. Если Юлия Тимошенко будет заниматься тем же, что и раньше, т.е. пытаться развивать свой политический проект экстенсивным путем («бери больше - кидай дальше», как она делала последние годы и что отодвинуло ее от победы на президентских выборах, она превратится в «натужно екзотку »политического пространства, на вторую Наталью Витренко. Особенность амплуа и публичного образа последней хорошо известна: что бы и не сказала, даже что-то умное, его значение нивелируется специфической харизмой ораторкы.
Полиархия как истинная ценность
Едва ли не единственной реальной, а не виртуальной ценностью, оставшейся в Украине со времен Ющенко, была полиархия - такая политическая система, при которой вся полнота власти не концентрируется в руках какого-то одного элитного группировки, клана или партии, а распределяется в разной пропорции между различными группировками. То есть это когда не работает сценарий «победитель получает все».
Полиархия является гарантией от монополизации власти одним элитным субъектом, гарантией политической конкуренции и политического развития страны. Монополизация власти в нынешних общемировых условиях ведет к застою и в невиддалений перспективе - к остановке развития страны и снижения ее конкурентоспособности в мировой политике.
Полиархия также предотвращает и такой ситуации, когда случайный политик, оказавшись в высоком властном кресле, за неделю может распродать чуть не всю страну.
Украинский полиархия, сформированная за Ющенко, может считаться неустойчивой, поскольку она была минимально институализированная и в значительной степени опиралась не на стали государственные и общественные институты, а на субъективные благоприятные условия - незлобливость Ющенко, взаимную ненависть и относительную денежную независимость ведущих украинских политиков и олигархов . Конституционную реформу 2004 / 2006 годов можно рассматривать как не очень удачную попытку институционально закрепить полиархией, но она, скорее, дезорганизовывали властный механизм, чем защитила его от узурпации.
Составляющие полиархия - это свободные конкурентные выборы, многопартийность, независимые суды, свобода слова, система ротации элит, реальная политическая конкуренция, гарантии для оппозиции, общественный контроль за государственным принуждением. Американский политолог Роберт Даль добавляет сюда также высокий уровень доходов и жизни в целом, развитую социальную сферу, значительный уровень урбанизации, большое количество людей с высшим образованием и др.
Украинская оппозиция - это кто?
Едва ли не главный элемент, позволяющий полиархия существовать, - действенное оппозиция.
Маргинализация оппозиции, как произошло, например, в России или в Беларуси, ведет не столько к стабильности, как к застою и деградации политической системы. Но именно такой сценарий желанным для Януковича - по его собственному признанию во время первого визита в Москву.
Принципиальное отличие русского и белорусского авторитаризма от политического режима Януковича состоит в том, что в России сейчас ведущей государственной стратегией является технологическая и социальная модернизация - именно об этом ведется интересная общественная дискуссия. Тогда как в Украине речь идет о демодернизации, общественную архаизации и сохранения энергозатратных технологий.
Поэтому вопрос, от которого зависит будущее Украины, звучит так: кто есть сейчас украинской оппозицией?
Ющенко, который ради победы Януковича на выборах даже указ о награждении Бандеры издал?
Его друзья-«нашеукраинцы», которые скорее друг друга загрызет, чем гавкать против «донецких»?
Юрий Луценко, который стал героем историй, похожих на анекдоты о поручика Ржевского.
А может оппозиция - это Наталья Витренко? Ведь она чуть ли не «по матушке» поносит Януковича в российских СМИ - мол, «кинул» избирателей с русским как вторым государственным.
Или Петр Симоненко, чья бизнес-коммунистическая фракция в Верховной Раде проголосовала за почти рабовладельческий трудовой кодекс?
В оппозиционной нише гипотетически могли оказаться пафосные люди вроде Василия Волги или Михаила Бродского, но таким предусмотрительно предложили какие-то мелкие должности, вивитрило их оппозиционный пафос. Есть люди вроде Олеся Дония, но таких очень мало и они сосредоточены на неполитических проблемах - например, на развитии и продвижении современной украинской культуры, как тот же Доний.
Автор этих строк знаком с несколькими десятками «малых» политических проектов в Украине - маргинальными партиями и политиками. Каждый из таких считает, что вот-вот предложит обществу «философский камень» или «эликсир бессмертия». И что именно он со своей суперидеею-фикс непременно спасет - сначала Украину, а затем и все человечество. Немало среди них готовы стать оппозицией - на второй день после того, как спонсоры подгонят КАМАЗ с наличными (лучше два). Ну и если за это время вдруг никто не позвонит из Администрации и не предложит какую небольшую должность, с которой можно настричь «купонов» еще больше.
Розкрутникы (точнее, закрутникы) Арсения Яценюка, когда стало ясно, что дело - гайка, изменили тренд: мол, в действительности они его готовили не как яппи-президента, а как яппи-оппозицию. Но последние месяцы доказали, что из него оппозиция, как по ресторанному шансонье - солист Киевской оперы.
Автор этих строк уверен, что лучшей оппозицией была бы оппозиция не Арсения Яценюка не Натальи Витренко и даже не Юлии Тимошенко. Лучшей была бы оппозиция Андрея Окары, но по понятным обстоятельствах эта сюжетная линия остается неразвитой.
Поэтому чисто арифметический подсчет показывает, что единственный кандидат на роль оппозиционной оппозиции - Юля Тимошенко и ее уже немногочисленная свита. Тимошенко - со всеми ее проблемами и недостатками. Со всеми пролетами и неадекватности. Со всей коллекцией скелетов в шкафах.
Итак, получается, что для полноценного развития Украине, точнее, украинской политической системе необходима полноценная Тимошенко. Даже не как личность, не как яркий политик, не как лидер партии, а как целая институция. То есть, этот вопрос уже выходит за пределы ее собственной биографии.
Можно как угодно относиться к Тимошенко, но приходится констатировать, что в нынешних политических условиях и по очень-очень большом желании с ее стороны она способна влиять на конкурентность и альтернативность развития политического процесса. Новая оппозиционная контрэлита даже при благоприятных условиях не сможет появиться раньше, чем через полгода. Именно поэтому судьба полиархия в Украине зависит сейчас исключительно от адекватности, эффективности и энергии одного человека. Но возникает труднее вопрос: где взять полноценную Тимошенко?
Кто пишет повестку дня, тот управляет миром
Теперь она жалуется - мол, не пускают на телеканалы и в газеты.
Но что она сама сделала для развития недействительными инфраструктуры и медиа-пространства в Украине? Газету «Вечерние вести»? Она способствовала появлению эффективного и интересного СМИ (газеты, журнала, сайта, FM-радио)? Она способствовала развитию новой команды, шире - новой генерации украинских журналистов? Пока она безуспешно и отчаянно боролась за «журавля» - большой телеканал, все «синицы» сдохли в ее ладонях.
Тимошенко считала, что может любой свой материал разместить, где считает нужным, - до недавнего времени так и было. Также определенное время срабатывала и схема синхронного размещения материала в местных СМИ по всей стране миллионные тиражом.
Но политики или политические силы финансируют или помогают тем или иным СМИ не для того, чтобы навязывать обществу собственные фотографии, собственные образы, мысли, политические позиции, а также собственные вкусы, любимых актеров, певцов и обнаженных топ-моделей. Точнее, и для этого также, но так делают глупые и циничные политики.
Умные и моральные политики развивают или поддерживают аналитическое СМИ прежде всего для того, чтобы предлагать обществу определенное повестку дня, определенную стратегию развития страны, определенную логику реформ и других социальных преобразований. (Если я правильно помню, тот же Виталий Гайдук реально поддерживал журнал «Эксперт-Украина», но не имел возможности заниматься в нем собственным пиаром.
Расфокусированным воля Тимошенко
Юля Тимошенко верит в свою звезду, в политическую Судьбу, в духовную и историческую миссию.
Но сейчас она не может критически и объективно воспринимать реальность: очень трудно признаваться в собственных просчетах, особенно в условиях военного времени. По ее пониманием, вокруг нее - тотальная измена.
Возможно, так и надо - чтобы политик-фронтмен был не Гамлетом или Донкихоты, как Ющенко, а неистовым Павка Корчагин или Александром Матросовым.
Но у Тимошенко другая ситуация: она оказалась плохим интегратором. Это у «донецких» - большая команда, в которой каждой твари по паре. Она вынуждена все ролевые функции выполнять сама, отнюдь не в пользу ее проекта.
Она не создала собственного клана - у нее была только свита. Не партнера, а пажи.
Даже пафосные политики-трибуны и бунтари в ее окружении за небольшое время превращались в суслик.
Другие, с обостренным чувством собственного достоинства или собственной значимости, бежали от него в другие политические контексты - кто тихо, кто с громким скандалом. Приходится констатировать: это происходило не столько через перекупку со стороны конкурентов или всеобщую измену, хотя такое тоже было, а за ее неумение создавать партнерские, горизонтальные отношения. Она патологически не умеет делиться властью, не умеет делегировать полномочия и ответственность.
Именно поэтому она всегда отвечает за все сама. Именно поэтому она является единственным центром принятия решений. Именно поэтому она всегда была склонной к «ручному» управления экономикой и обществом. Именно поэтому в «среднем классе» сложилось представление, что президент Тимошенко начнет всем перекрывать кислород, на всех давить и всех «строить».
Полиархия Владимировна Тимошенко как гипотетический лидер креативного класса
Так сложились обстоятельства, что сейчас Судьба дает Тимошенко еще один шанс. Последний. Я не думаю, что она его заслужила. Но он объективно существует. Шанс стать «оппозиционной оппозицией» - не просто антиправительственным «матюгальником», а гарантом полиархичнои политической системы, центром кристаллизации креативного класса - всех здоровых сил общества, которые создают вокруг себя новые точки роста, которые хотят построить новую страну, которые являются генераторами развития нации и которые никак не хотят возвращаться в фильм «Холодное лето пятьдесят третьего ...».
У режима Януковича есть власть, деньги (особенно после «газофлоту»), административный ресурс, кадровый резерв, СМИ, хищнический инстинкт и желание перегрызть горло всем конкурентам.
Что может оппозиция противопоставить существующему режиму, кроме критики - то конструктивной, то популистской?
Они («донецкие» - сильные и богатые, она (оппозиция и лично Тимошенко) - слабая и бедная. За ними - «Россия, Москва и Арбат», за ней сейчас нет ни Вашингтону, ни Брюсселю, ни даже Днепропетровска. В таком случае Тимошенко должна действовать несимметричным образом - стать умным: ее ум должно перевесить их богатство и власть.
Т.е. речь идет о стратегии «несимметричного противостояния» и ресурс «мягкой власти» (soft power), среди которых можно определить, например такое: - Новая повестка дня, про-активную, а не реактивную позицию по большинству социально и политически значимых проблем; - Новый «проект страны», новые исторические ориентиры, новую украинскую мечту, национальную идею нового уровня и нового качества (где бы снималось противостояния по линии Восток / Запад. - Стратегию «прорывной» модернизации и инновационного развития Украины; - Идеологическое и интеллектуальное обеспечение модернизационной тематике; - Новую систему управления, основанную на полиархия, технологиях «рефлексивного управления» и «мягкой власти» (soft power); - Новую политическую этику, основанную на представлении, что даже благородная цель не оправдывает неморальные средства; Консолидацию вокруг себя креативного класса; - Сетевую структуру сопротивления (вместо властной вертикали. - Различные политические и социальные инновации; - Интеллектуальные ориентиры VII технологического уклада; - Защита и обновленное видение украинской культуры, альтернативное позиции «малороссийских нациков»; - Сильное чувство, что в Украине Януковича нормальным людям жить невозможно; - Способность солидаризировать людей вокруг общественных интересов и ценностей; - Способность собирать митинги на 100-200 тысяч участников.
Раньше Юлей Тимошенко наблюдалась способность к саморазвитию - этим она принципиально отличалась от большинства других украинских политических персонажей. Однако, за последние годы это качество была задействована минимально.
Сейчас сложилась ситуация, когда экс-премьер, экс-«Газовая Принцесса», экс-«украинская Жанна Д'Арк», экс-«железная леди Ю» может превратиться как на нечто невиданное - Полиархия Владимировну Тимошенко, так и на хорошо известно - Наталью Михайловну Витренко (а то и на Валерию Иллиничну Новодворская. Проблема лишь в том, что во втором случае уже спустя небольшое время ведущее вопросы украинской политики будет звучать примерно так: Чем кладбище политических «тушек» отличается от колумбария «Чучелок»? Ту самую Верховную Раду Украины уже можно переименовать в Законодательное Собрание Малороии и Новороссии.
Как грустно, что судьба Украины - снова в женских руках! ..