Автору нравятся отечественные федералисты. Это граждане, которые носятся с идеей федерализации Украины. И клеветниками политнекоректнимы есть те, кто унизительно называет федерализаторив "доморощенными" - выращено их совсем не дома.
Лелеют и подпитывают свободно удобрениями этих экзотических для здешних почв, созданий за рубежом. Восточным.
И за это тем селекционерам наше отдельное "здоровы были", "добро пожаловать" и "красно благодарим" в придачу, потому что больше федералисты рассказывают "как им обустроить (разорвать ради удобного поглощения) Украину", тем понятнее является вторичность и опасность этой идеи .
Отрицал намерения федерализовать Украину уже один из недавних сторонников введения такого архаичного устройства - вице-премьер Виктор Тихонов. Впрочем, похоже, что тем сердце не успокоится.
Глубинное корни федерализма и борьба с ним
Немного о той самой о архаику. Чем, как не федеральным государственным образованием стала древняя Русь, когда ею пришли служить Рюриковичи? Только княжеский отпрыск входил в дееспособный возраст, любящий папаша - Великий князь Киевский - сразу же давал ему из своих владений кусок территории, создавая тем самым новенького "субъекта федерации".
Впоследствии и удельные князья взялись измельчать свои владения. Они расплодились и стали насмерть биться за земли соседей. На помощь приглашали половцев, печенегов, поляков, венгров ...
Феодальная пошматованисть во всей красе. Ее достойно оценил хан Батый. Золотая Орда в его время представляла собой государство-армию. Ни о какой автономизации-федерализацию тогда там и речи не заходило. Поэтому под руководством внука Чингисхана Орда легко одолела федеральную Русь. И начали Рюриковичи ярлыки на княжение себе выпрашивать. Лучше это получилось у князей Московских.
Между тем Золотая Орда подхватила бациллу федерализма. Осели ханы на разных землях, оседлали участка Великого Шелкового Пути (ГТС, по-нашему), создали свои собственные ханства и там получили распространение сначала автономные, а впоследствии и сепаратные тенденции.
Украинские феодалы освободили свои земли, которые вошли в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жмудский. Повизбирувалы в Мономахова шляпка московские государи Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и другую землицу.
За пару сотен лет после создания Золотая Орда ушла в Историю. На ордынских обломках возникает царство Московское. Над его созданием изрядно попитнилы два Ивана - Третий, а впоследствии и Четвертый-Бешеный. Оба тщательно учли печальный опыт Руси и Орды, поэтому сепаратизм из своих единоверных православных подданных сцеживали с кровью. Особенно Новгородской и Псковской.
Не нравился Иванам гражданский дух этих торговых республик, рабской покорности им прагнулося; не нравились царственным москвичам переговоры новгородцев о вхождении их земли к Великому княжеству Литовскому. Не нравилось, что Новгородский архиепископ сводился на свою кафедру Киевским, а не Московским митрополитом.
Кардинально разошлись векторы общественного развития Московского княжества и Новгородской республики. Вичевой Майдан извечный ужас для кремлевских венценосцев.
Великий князь Московский Иван III в 1478 году утопил Новгород в крови, имущество конфисковал, вече распустил, а Псковский Вичевой колокол вывоз в Москву и кнутами выпорол, чтобы знал как демократию разводить.
Так была уничтожена целое направление цивилизационного развития Балтийских земель Руси. А могли бы Новгород и Псков предстать как северные Генуя и Венеция.
Иван IV Бешеный продолжил "мочить в сортире" сепаратистов. В 1570 году он лично возглавил военную операцию "понуждения к миру" новгородцев, уничтожив 90% населения города. Именно по дороге в Новгород Малюта Скуратов задушил митрополита Филиппа, который спасая верных церкви отказал царю-убийцы в своем благословении.
После уничтожения вольностей Новгорода и Пскова Московское царство и его преемница Российская Империя предстала как вполне унитарное государство.
Собирая земли, российские императоры прежде уничтожали там любые основы внутренней демократии - закрепощали крестьян, отбирали Магдебургское право в мещан, вводили коррупционно-бюрократический правления и воинской повинности.
А еще они создавали конфликты между этническими, религиозными и социальными группами в захваченных странах. Так было в Украине, Польше, на Кавказе ...
Наконец, не выдержав темпов "абсорбции" и внутренних противоречий, Российская Империя рухнула - грохнулся следующий прообраз СССР. И уже из крови Первой мировой, двух революций, Гражданской и других войн, был установлен в 1922 году он сам.
Суждено Советскому Союзу прожить 1969 - приблизительная средняя продолжительность жизни человека в Украине по состоянию на 1991 год. Правопреемником СССР было провозглашено Российскую Федерацию.
Действительности Федерацией она является лишь для вида, как и почивший Советский Союз. Скорее способ организации власти в этой огромной стране можно назвать унитарным абсолютизмом.
Полномочия субъектов РФ все больше ограничиваются. Образована федеральные округа - эдакие супернамисництва. Наместники имеют широкие возможности прямого воздействия на правительства и руководителей областей, краев, республик РФ.
Но это не мешает российским политикам активно экспортировать идеи федерализма "братским народам" в избыточных объемах, ну как газ.
Кувалду и лом заменил микрофон
Равно как Орде было проще поглотить Русь разделенную на удельные княжества, так и продолжателей традиций ордынской великодержавности легко будет сделать это с Украиной, растерзанными на автономные, враждебно настроенные друг к другу земли.
Поэтому и настаивают отечественные апологеты федерализма на том, что процесс создания федерации следует начинать с культурной автономизации.
Всего с формированием культурного антагонизма между различными территориями страны блестяще справляется показательная беседа ("ток-шоу", когда называть его "по-модному") на канале с "оригинальной" названием "Украина". Там в прямом эфире граждане из разных городов страны имеют возможность поупражняться в ненависти друг к другу.
А для политиков это прекрасная возможность заняться бесстыдными политическими спекуляциями. Это у них называется "делать себе рейтинг.
Конечно легче в прямом эфире спасать Донецк от украинизации, чем от иностранных предпринимателей, которые накануне Девятого мая вырубили в городе парк Победы.
Или вместо помочь львовянам отстоять от застройщиков парк Вознесения, рассказывать дошкольникам, также в присутствии телекамер, мамы зовут их "неправильными" именами . (Вспоминаются энкаведисты, переодевавшимся в форму УПА и расправлялись с мирным населением.
Так вот "ломом-кувалдой" и пытаются создавать, а затем углублять трещины антагонизма между регионами страны.
Бред с федерализацией также принадлежит к рейтингоробних тем. Мол, власть у нас такая неэффективная, потому что слишком централизована. Вот когда вопросы, например, финансирование школ Луганской области будет решаться не в Киеве, а в Донецке или в Харькове ...
Или решения о создании заповедников в Крыму будут принимать в Одессе или Запорожье - тогда исчезнет и коррупция, и некомпетентность чинуш и расходы на них. Ежику с похмелья понятно, что не исчезнет то все, а наоборот - только возрастет.
Есть опасность, что правящая ныне партия, попав в интеллектуальный вакуум, то есть не имея представления о направлении реформирования территориальной организации власти, при интенсивных подсказок из России вернется к идее федерализации.
"Вперед" к феодализму
Сущность опасности заключается в том, что таким образом будет создан государство образца девятнадцатого века. Тогда, например, немецкий федерализм возник как следствие того, что граждане разных немецкоязычных государств чувствовали себя принадлежащими к единому культурно-экономического пространства.
Это пространство сформировался за ускорения обмена информацией - книгопечатание, пресса, искусство, образование; через развитие транспорта, производства и торговли; за наличия внешних экономических, культурных и военно-политических влияний-вызовов, которые нуждались ответа.
Поэтому Отто фон Бисмарк, оказавшись в нужном месте в нужное время, постепенно собрал немецкоязычные народы Немецкий империю - Второй Рейх. Это пример создания федерации "снизу". Хотя монархи и правящие верхушки немецких государств были не в восторге от потери власти, но к единению стремились их подданные, так пришлось смириться. Как компромисс, Бисмарк сохранил автономность их земель.
Другим примером создания федерации снизу можно назвать Швейцарскую Конфедерацию, которая впервые появилась как результат соглашения о совместной обороне "Вечный союз" между отдельными общинами лесорубов в 1291 году. При этом первая конституция этой страны была принята только в 1848, а швейцарский франк, как единую платежную единицу, ввели в 1850 году.
Между прочим, к сведению тех, кто высказывает намерение передать украинские вузы в подчинение областным советам: в Швейцарской Конфедерации высшее образование является прерогативой федерального правительства. Как и в России.
Примеров формирования федераций "сверху" - если бы центральное правительство вдруг обезумел и начал делить страну на искусственные автономные земли - Европа не знает. Почти.
Вследствие длительной политико-культурного кризиса в 1980 году в Королевстве Бельгия была принята новая конституция, которая превратила эту страну в так называемую "двойную федерации.
Было образовано три округа - Фландрия, Валлония, которые еще и разделены на провинции, и округ Брюссель. Кроме того страну разделили еще на две языковые сообщества - фламандский и французский.
Теперь в стране действует шесть правительств: федеральный, три окружные и два мовноспильнотни. К компетенции последних входят исключительно гуманитарные вопросы. Эта политическая система не раз создавала угрозу раздела страны, но то обходилось.
В преодолении сепаратистских настроений велика традиционная роль бельгийских королей. Франкофонов и валонофилы считают, что вполне обойдутся одни без друга, но обе общины не представляют себе как это быть без короля. Недаром он носит титул "Короля бельгийцев", а не "Короля Бельгии.
Федерализовать Украину "снизу" невозможно из-за того, что идея автономизации безразлична гражданам. Федерализация "сверху", похоже, начинается, но пока на уровне разговоров и подлых попыток перессорить граждан по культурно-территориальной и религиозному признакам, создав условия при которых обществу придется выбирать между федерализацией и полным расколом страны.
(Намеревался написать: "на уровне разговоров и намерений политических маргиналов", но вспомнил, что в последнее время в Украине понятие "политик" и "маргинал" являются тождественными.
При образовании, пусть и искусственном, автономных земель придется соблюсти базового принципа, который, что называется, "конем не объедешь" - экономической самодостаточности. Нет смысла в автономии, когда она не способна себя прокормить.
Крымчане, слышите? Следуя этому принципу, при нарезке границ автономий придется включать в их состав разнородные в социокультурном смысле территории.
Но федералисты подчеркивают, что федерализация позволит избежать конфликтов именно в гуманитарных вопросах. Одним словом: "хоть круть-верть, хоть верть-круть", а ничего путного из той затеи не будет.
Время не ждет
Украина давно нуждается в реформе территориальной организации власти. Система деления на сельсовета, районы, области, города, районы в городах, а еще и села и поселки Украина получила в наследство от СССР. Он от Российской Империи.
(Крымская автономия является изобретением уже времен независимости.
Впрочем, при царе был еще один тип административной единицы, безжалостно уничтожил ... технический прогресс. Знаете, какие технические изобретения стали "убийцами" волостей? Телефон и автомобиль.
В царской России для удобства сбора налогов, управления и судопроизводства уезды делились на волости. В них объединялись сельские сообщества (обычно прихода), которые располагались в пределах 12-мильной зоны доступности до центра волостного правления - городка или крупного села.
Но, когда автомобиль розширив эту зону, а телефон ускорил обмен информацией, то управлять уездом стало возможно и без волостного деления. Крайней мере в Украине.
По современного состояния транспортных и информационных коммуникаций лишними является уже не то, что уезды-районы, но и области.
Люди живут и работают не в областях и районах, а в населенных пунктах. ВВП создается в городах, поселках и селах. Там сосредоточено все коммунально-бытовые и социокультурные интересы граждан. Населенные пункты являются центрами концентрации инфраструктур жизнеобеспечения - от роддомов к кладбищам.
Только жители населенных пунктов представляют собой территориальные общины - субъекты местного самоуправления. Жители областей таковыми не являются. Нет общих коммунальных интересов, например, у жителей Белой Церкви и Переяслава, административно объединены в Киевскую область.
Между прочим. Согласно Конституции Украины самоуправление является правом, а не обязанностью общества. Вскоре нас постигнет проблема, которая будет заключаться в том, что в упадок селах и городках все меньше людей захочет участвовать в реализации этого права.
Меньше будет и число соглашаться компетентно управлять нищими, обанкротившимися общинами. Придется назначать временные администрации, как это делает Нацбанк относительно проблемных коммерческих банков.
Кстати компетентных специалистов в Украине не так много. Об этом следует подумать тем, кто утверждает учебные программы для Академии государственного управления.
Украина созрела для введения двухуровневой системы власти - общество-государство. На сегодня у нас имеются около 11 500 территориальных общин - городов, поселковых и сельских советов. Абсолютное большинство из них являются дотационными. При этом, источником дотаций выступает именно Государственный, а не областной или районный бюджеты.
Эти два последних просто кассами по выдаче заработной платы бюджетникам и льготных выплат, которые также финансируются госбюджетом. Фактически в бюджетной сфере уже введена двухуровневая система власти.
Остается только ликвидировать архаичные учреждения - областные и районные советы. Их полномочия на сегодня является формальным, а деятельность мало влияет на жизнь территориальных громад. Разве землю, леса, водоемы дороздають и имущество доприватизируют. Вот бы разгулялись в этом плане парламенты автономных земель, если кто-нибудь совершил бы идею их образования.
Федеральная Украина могла бы стать раем для бюрократов, политиканов и политтехнологов. Двухпалатный Национальный парламент, земельные парламенты (почему бы и им не быть двухпалатным?), Правительство национальный и правительства автономий, местные советы, городские головы, а еще можно ввести прямые выборы президентов земель.
Количество чиновников и депутатов возрастет в разы. Выборы кормить политтехнологов. Власти станет много и ее качество будет обратно пропорциональной количеству.
По двухуровневой системы власти такого не будет и близко. Особенно, когда состоится внедрение принципа повсеместности самоуправления - общины граничить друг с другом, в стране не будет существовать территорий, которые не находятся в юрисдикции общины, включая заповедниками и полигонами.
При этом режимы землепользования должны регулироваться Земельным кодексом. Всего главными полномочиями государства на уровне территорий должен стать контроль за соблюдением кодексов - Административного, Земельного, Водного, Трудового, Налогового, Избирательного ...
Территории действия государственных инспекций по соблюдения кодексов не должны совпадать, как и место их пребывания. Итак, размоется "столичная" роль областных центров. Да и из Киева можно будет вывести ряд центральных органов власти.
Общины же вполне смогут объединяться в горизонтальные ассоциации, иметь право хозяйственной деятельности; создавать совместные коммунальные предприятия; объединять ресурсы и согласовывать нормативные базы между собой для более удобной взаимодействия в интересах жизнеобеспечения граждан.
Также в "государственно" мечтах отдельных, романтически настроенных, но компетентных позитивистов: электронные механизмы волеизъявления граждан , выполнения бюджетов он-лайн, доступность для граждан заседаний всех коллегиальных органов власти через скайп и другие инновационные способы организации и осуществления власти.
Но, конечно, что такие реформы - не с нынешним нашим региональным "счастьем" у власти.
В только что назначенного начальства фантазия дальше, например, идеи переноса центра Киевской области не достигает. О том, что сама и область давно не нужна, им еще не докладывали. Некому? Ну, пусть живет и пасется. Пока еще есть трава и капуста.